Народный коллектив: Драматический театр ДК ГАЗ
Народный коллектив Драматический театр драмы и поэзии «Белый мост» Дворца Культуры ОАО «ГАЗ» — неоднократный Лауреат и Дипломант Всероссийских и Международных фестивалей и конкурсов, Лауреат премии города Нижнего Новгорода в этом году откроет 71-й театральный сезон!
Репертуар 2023-2024 театрального сезона :
История театра уходит в далекий 1947год…
Первым режиссером театрального коллектива Горьковского Автомобильного завода был Ведерников Владимир Иванович
44 года с 1952 по 1993 годы коллектив возглавляет Заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Васильевич Никольский.
Это были руководители, целью которых было бескорыстное служение искусству, желание творить, сеять разумное, доброе, вечное….
За долгие годы работы в коллективе была создана высокая творческая атмосфера. В репертуаре театра спектакли по пьесам Островского, Горького, Шекспира, Гальдони, советских драматургов Погодина,Арбузова, Володина,
Творчество автозаводцев неоднократно отмечалось высокими наградами, коллектив один из первых в Советском союзе получил звание «Народный».
Спектакль М.Горького «Егор Булычев» — был сыгран театром 100 раз!
Имена актеров театра Вадим Рубинский, Жанна Савицкая, Тамара Миодушевская, Леонид Руднев, Лев Горбунов- были известны не только в Автозаводском районе, но и далеко за пределами города и области.
С 1994 года режиссер театра — Зоя Куликовская. С ее приходом в театре появляются новые формы и новые направления. Первый спектакль по пьесе Юры Зойфера «Конец света» удивил автозаводцев тем, что зритель сидел на сцене, а спектакль шел под потолком, на авансцене, на лестницах зрительного зала. Спектакль шел в рамках Австрийской культуры, имел бурный успех и не одназначную прессу.
Позже этот опыт режиссер повторила в спектаклях по трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника», в трагедии Жана Ануя «Медея». За годы деятельности театр пережил многое, но главное в том, что он остается молодым по внутреннему содержанию и своим устремлением! Сегодня театр живет в поиске и движении, осваивая все новые и новые театральные пространства, оставаясь интересным зрителям благодаря профессионализму и слаженной работе коллектива.
В репертуаре театра классические постановки русских и зарубежных классиков: А.П.Чехов — спектакль «Шумы жизни», А.Н.Островский «Не было ни гроша, да вдруг алтын», В.Распутин «Дарья», по повести «Прощание с Матерой», Н.Гумилев «Отравленная туника», Т.Уильямс «Стеклянный зверинец», Ж.Ануй «Медея», «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Н.В.Гоголя, спектакль «Ромео и Джульетта », который в 2004год стал Лауреатом Премии г.Нижний Новгород.
Поэтические спектакли начались с победы спектакля «Капитаны» в театрально-образовательном проекте «Учимся читать», который был был отмечен Президентской стипендией. Сегодня с успехом абонемент «Пристанище поэтов», в репертуаре 7 спектаклей по стихам Н.Гумилева, А.Ахматовой, Мандельштама, М.Цветаевой, Иосифа Бродского
С 2012 года театр участвует в проекте Дома МУЗЕЯ Марины Цветаевой в Москве, весной 2016 г состоялась премьера спектакля Галины Данильевой «Письма из Невозвратного».
С 2015 года народный драматический театр называется « Театр драмы и поэзии «Белый Мост».
В ближайших планах театра новая сказка Андерсена «Огниво», спектакль по стихам Галины Данильевой «Разноголосица одного голоса», рок- драма Уильямса «Орфей спускается в ад»,
С 2003 года по инициативе Зои Николаевны Куликовской и при содействии Нижегородского отделения Союза театральных деятелей России был организован городской фестиваль «Град Китеж». В 2016 году спектакль «12 Ночь » стал Лауреатом 1 Степени Нижегородского фестиваля «Град Китеж».
В театре с большим успехом живет и сказка. Юные автозаводцы уже не раз смотрели «Золотой ключик, или Приключения Буратино» по пьесе А.Толстого, «Балда приглашает» по сказкам А.С.Пушкина, «Золушку» Е.Шварца, сказку Д.Самойлова «Кот в сапогах», сказки «Морозко», «Емелино счастье»…
Режиссер театра драмы и поэзии «Белый Мост»- Куликовская Зоя Николаевна.
Зоя Николаевна Куликовская родилась 18 сентября 1940 на станции Оловянская Читинской области. Детство проходило в Белоруссии, в первые послевоенные годы.
Закончила Институт Культуры г.Москвы ,режиссерский факультет. Через несколько лет окончила училище им. Щукина.
Увлечение режиссурой А.Эфроса, П. Брука, Е. Гротовского, Ю. Любимова. Попытка работать в профессиональном театре не принесла удовлетворения, хотя преддипломную практику она проходила и успешно в Горьковском ТЮЗе.
Помня слова П. Брука «Хочешь создать театр, найди угол и создавай», она нашла этот угол во Дворце Культуры Горьковского автомобильного завода. Десять лет Зоя Николаевна проработала руководителем студии при народном театре, которым руководил Никольский Николай Васильевич. По тем временам она делала смелые работы, брала Жана Ануя, Марину Цветаеву…Первые спектакли студии «Человек из XX столетия» , посвященный М.Ю. Лермонтову и «Письмо в тридцатый век».
С 1975 по 1980 гг. работала режиссером русского народного драматического театра в клубе Льнокомбината в г. Казани. Уже первым спектаклем по Уильяму Сарояну «И кто-нибудь» она ошарашила Казань. Театром заинтересовалась общественность, постановки спектаклей получали награды.
В 1980 году З.Н. Куликовская вернулась в Горький во Дворец культуры «Железнодорожник», где создала театр «Черный квадрат», в котором проработала до 1995 года. Ее были поставлены спектакли Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» , «Человек среди людей» пьеса, написанная З.Куликовской о Ван-Гоге, Т.Фриш «Санта-Клаус», В.Лавренев «Сорок первый»- после этого спектакля театральная студия получила в 1995 году звание «народный».
Ш. Дилени «Вкус меда», М.Цветаева «Поэма горы», «Поэма конца», Б.Ахмадулина «Есть целый мир в душе твоей», Виктор Василенко «Душа старинная моя».
В 1995 году Зоя Николаевна вернулась по приглашению во дворец культуры ОАО «ГАЗ» г. Нижнего Новгорода, где и по сегодняшний день работает режиссером театра. С 2015 года театр называется « Театр драмы и поэзии «Белый Мост». Народный коллектив драматический театр «Белый мост» неоднократный лауреат Международных, Всероссийских и областных фестивалей и конкурсов народного творчества. В коллективе занимаются около 50 человек, различной возрастной категории. Театр принимает активное участие в концертной деятельности Дворца культуры, Горьковского Автомобильного завода, Автозаводского района и города Нижнего Новгорода.
Имя Куликовской З.Н. занесено в энциклопедию «Кто есть кто в г.Нижний Новгород. Наука. Культура. Образование». Она является членом Союза театральных деятелей России, пользуется заслуженным авторитетом у руководителей творческих союзов, широкого круга интеллигенции города и области. В 2003 году по инициативе Зои Николаевны Куликовской был организован городской фестиваль «Град Китеж», в котором принимают участие молодые таланты и дарования. При поддержке Куликовской З.Н. многие получают путевку в жизнь, становясь профессиональными артистами, музыкантами, посвящая свою трудовую деятельность творчеству.
Театральная студия драматического театра ДК ГАЗ
В народном коллективе драматический театр занимаются люди разных профессий и поколений. Благодаря театру они живут яркой полноценной жизнью. Требования к актерам театра предъявляются высокие. Никаких скидок. Искусство — это не развлечение, это серьезная работа, которая помогает воспитать в себе лучшие качества.
Все артисты театра свои первые шаги актерского мастерства делали в театральной студии. Здесь им открывались секреты сценической речи, пластики, навыки ансамблевой работы, умение работать со зрителем. Занятия в студии очень увлекательны, так как, чтобы обучиться азам театрального искусства, ребята ставят учебные спектакли.
Тем, кто желает заниматься в студии при драматическом театре и проявить себя в театральном искусстве, необходимо подойти к делу серьезно. Вам предстоит пройти отборочный тур, на котором нужно будет показать все свои таланты, прочитать басню, стихотворение и отрывок из прозы.
Программа обучения в театральной студии ДК «ГАЗ»
Первый год обучения
Актерское мастерство
- Упражнения на внимание, сосредоточенность, воображение, раскрепощение и действия с воображаемыми предметами.
- Одиночные этюды без слов « Я в предлагаемых обстоятельствах».
- Этюды на смену ритма.
- Парные этюды на общение с несколькими словами.
- Массовые этюды на импровизацию.
Сценическая речь
- Постановка дыхания
- Основы постановки голоса
- Ортикуляция и скороговорки
- Нормы литературного русского произношения
В конце года зачетный урок : «Этюд — основа сценического действия.»
Второй год обучения
Актерское мастерство
- Упражнение по актерскому мастерству
- Этюды на тему выбранной классической пьесы
- Работа над отрывками из классической пьесы
Сценическая речь
- Постановка дыхания и голоса
- Ортикуляция и нормы литературного русского произношения
- Основы сценической речи
В конце года открытый зачетный урок по отрывкам из выбранной классической пьесы.
Третий год обучения
Постановка выбранной классической пьесы студийцами 3 года обучения и силами театральной студии.
15 мая 2016г. В Доме-музее Марины Цветаевой, г. Москва, состоялся премьерный спектакль Театра «Белый Мост» г. Нижний Новгород «Письма из Невозвратного».
Возвращение в невозвратное
«Самое ценное в жизни и в стихах – то, что сорвалось»
М. Цветаева
Есть тема, которой никому не миновать – ни в искусстве, ни в жизни. Хоть однажды каждый задумается и заговорит о любви. Просто потому, что без неё нет ни жизни, ни искусства. О любви написано много, так много, что может показаться: о ней все сказано и все известно. Но, как ни странно, точно известно только одно – любовь это великая тайна. Сколько было попыток разгадать её, а результат один: любовь остается тайной. И вот еще одна попытка – спектакль театра «Белый мост» из Нижнего Новгорода «Письма из невозвратного» Галины Данильевой (режиссер — Зоя Куликовская, исполнители — Татьяна Парфёнова, Алексей Жирнов).
Спектакль-дуэт, спектакль-элегия, спектакль-поэма. Поэтическая тональность изначально предопределена литературным источником – письмами к любимой, юной, нежной, своенравной, изо всех сил рвущейся на свободу, к своей вершине. Для неё это пора предчувствия и ожидания; для него – время обретения любви, хрупкого и призрачного счастья. Вот оно, здесь – кажется, протяни руку и обними, и не отпускай, и присвой навек. А оно не дается – ускользает, прочерчивая границы между «нет» и «да», чтобы никогда не переступить их. И в то же время этих двоих связывает преданная дружба. И оба любят: он – её, она – свободу. Возможно, она украдкой любит еще его любовь, ей по-детски приятно быть предметом обожания; возможно, для неё это прелестная игра, дополняющая и украшающая собой дружеские чувства. Но ответить ей нечем, и от этого смятение души. Благодарность придет потом, через годы. Юность не склонна ценить такие дары…
Конечно, каждый зритель извлечет из спектакля свою цепочку ассоциаций. Но знавшие любовь в лицо почувствуют со всей остротой биение живого нерва и услышат отчаянный, срывающийся на высоких нотах голос чувства. А скептик скажет: — Нет, господа, так не бывает! А мы ему с последней прямотой: — У вас не бывает. Очень жаль. А у нас бывает!
Любое произведение (а тем более такое многослойное) предполагает различные интерпретации. Многое воспринимается неоднозначно. Но в чем можно не сомневаться, судя по реакции зала, так это в единодушной оценке исполнительницы роли героини Татьяны Парфёновой, которая на протяжении всего спектакля «не отпускает» зал. Можно спорить о чисто технических моментах (оставим это профессиональным ценителям), но зрителю бесконечно дороги искренность актрисы, живая энергия свежей радости, трогательное переживание невозможности ответного чувства. Все это сыграно – нет, прожито! – по-настоящему. И чудится шепот строгого Константина Сергеевича: — Верю!
Очень хорош в последнем звёздно-печальном монологе Алексей Жирнов. Его голос, утративший в этой сцене привычную тональность, звучит тихим альтовым тоном, как нельзя точно соответствующим состоянию души героя. Голос тоскующего одиночества, окончательного, бесповоротного…
Режиссер спектакля Зоя Куликовская решает необычайно сложную творческую задачу. Не просто сделать из писем литературную основу спектакля, еще труднее придать действию динамику, соответствующую содержанию эмоциональную окраску, имея минимальное количество выразительных средств. Но здесь декорации, свет и музыка создают именно ту атмосферу, которая естественным образом дополняет сценические действие. Ощущается особенная слаженность и духовное единство всех талантливый людей, создавших спектакль.
Итак, нам дан еще один повод поговорить о любви – светлой, отчаянной, неразделенной. Именно от такой любви рождаются поэзия и музыка, просыпается и обретает силу душа. Утешением для нас, жаждущих счастливого конца, будут слова Марины Цветаевой: «Никаких земель не открыть вдвоем…»
Ирина Кузнецова
Кандидат философских наук, член союза журналистов России, г. Москва
Я восхищена спектаклем «У моря»,о любви Гумилева и Ахматовой. Тембр голоса главной героини заставляет прочувствовать и окунуться в это время и сопереживать вместе с героями.Все актеры неподражаемы,играют с чувством ,красиво двигаются.Отдельное спасибо режиссеру Зое Куликовской за постановку спектакля,подбор музыки ,декораций и актеров.Я узнала о великой истории любви и с удовольствием рассказала в семейном кругу и знакомым.Очень рекомендую посетить этот спектакль
С Новым годом и Рождеством большой и дружный коллектив ДК ГАЗ! Спасибо Вам за Ваш труд! Очень понравился спектакль «Золушка»: красивые костюмы, великолепная игра актёров, замечательные танцы!!!Желаем всем Вам здоровья, счастья, благополучия, и, конечно же, дальнейших творческих успехов! Ждём в следующем году на 1 канале!
Сегодня побывали на представлении «Золушка и Новый год».Очень понравилось,посмотрели с великим удовольствием!Большое спасибо за добрые эмоции!
Спасибо зрителям за то, что они — с нами!
Уважаемый, коллектив ДК ГАЗ! Спасибо огромное за Ваш труд. Когда все отдыхают, Вы просто молодцы! Были с детьми на Золушке 2.01.15г. получили множество положительных эмоций и хорошее настроение. Хотя это и первое представление, игра актеров просто супер!!! Особенно понравился Артур и сестра Анна. Самой Золушке, конечно, немного живости не хватает, но это не главное. Дети довольны — для меня это показатель номер один. С Новым Годом Вас и ваши семьи! Желаю всех благ — благополучия, благодарности, благосостояния, благоразумия, благорасположения …… Обязательно придем к Вам Новом году!
С Новым годом, с новым спектаклем! Спасибо за Ваши отзывы, именно по Вашим отзывам и формируются новые идеи и рождаются новые творческие проекты. Пожалуйста, приходите и пишите по-чаще…
Мне понравился спектакль, может маленьким детям и было чуть тяжеловато сидеть, но вот думаю для школьников(мы ходили с дочерьми школьницами) было интересно. Очень понравилась актриса, игравшая кота, получился действительно кот игривый и умный. Понравились танцы с очень зажигательной музыкой. Скажу честно, сказка понравилась больше, чем спектакль от приезжих знаменитых актеров, на который ходила осенью искренности у наших актеров больше. Рекомендую посетить с детьми, это развивает культуру ребенка
«Кот в сапогах».
(Новогодняя сказка в ДК ГАЗ. Любительский театр «Белый мост» Режиссер З.Куликовская).
29 декабря 2015г. в ДК ГАЗ прошли три спектакля сказки «Кот в сапогах». Это веселое, задорное новогоднее представление посчастливилось увидеть сотням маленьких автозаводцев, пришедших на елку с родителями.
В основе спектакля заложена, как вы уже поняли, сказка «Кот в сапогах» (в данном случае автор — ДавидСамойлов) и сюжетные мотивы из «Снежной королевы». Кот, добывая природных куропаток и курочек для гурмана-Короля, помогает своему хозяину стать Маркизом Карабасом с тем, чтобы женить его на Принцессе.
Король не прочь иметь такого зятя, у которого и богатые владения, и трудолюбивые крестьяне, и замок, освобожденный от Людоеда опять-таки находчивым Котом, съевшим Людоеда-мышку. На этом схожесть с канонической сказкой заканчивается.
Новогоднее представление потребовало перипетий сюжета, включившего в себя и влюбленность Принцессы в Кота, и капризы Короля, чтобы дочь вышла именно за Маркиза Карабаса, и внезапное согласие Принцессы с решением отца, но при условии, чтобы Дед Мороз непременно приехал в их сказочное королевство со своими новогодними подарками и снегом.
Итак, Кот отправляется в северные страны, встречая на пути разбойников. Дочка — разбойница (фрагмент из «Снежной королевы») дарит Коту своего Оленя (Евгений Мухин), который несет его от Лапландки (Елена Куликова) к Финке (Светлана Логинова) и далее – к Деду Морозу (Дмитрий Гладышев).
И вот, Дед Мороз приходит к детям – весь в морозном облаке, громогласно зовущий Снегурку к себе. Счастливый финал. Все герои сказок объединились и радостно приветствуют зал.
В динамичном исполнении Юлии Михайловой Кот – пластичный малый, хитрец и ловкач, ловко использующий любую ситуацию на пользу себе и своему хозяину. Работая в амплуа травести, молодая актриса свободно существует в предлагаемых обстоятельствах сказки, уверенно направляя ход спектакля по сюжетной канве. Она – не просто участник, а своеобразный лоцман всего происходящего. Следует отметить важное качество молодой исполнительницы: амплуа травести в ней не испорчено штампами, которыми так богат профессиональный театр. В пластике и голосе Кота Михайлычевой нет тех удручающих общих мест, которыми порой профессиональный актер наделяет свой персонаж. Она – именно из породы кошачьих, которые свободны и «гуляют сами по себе». Актриса не пытается играть кошачьи «ужимки и присядки», она вольготна в движениях и адекватна в реакциях Кота-персонажа.
Маркиз Карабас — Артем Тихонов — неловкий, недалекий, медленно соображающий увалень-неумеха, но…добр душой, а потому вызывает симпатию маленьких зрителей.
Иван Сивохин в роли Волшебника-Людоеда совершенно неузнаваем — широченные плечи, масштабная фигура, заросшая, лохматая голова. Протяжный грозно-гнусавый противный голос еще более отчетливо дает абрис всей глыбе желто — коричневой фигуры, нависшей над Котом на фоне цветного задника. Но его грозный облик уязвим, ибо содержит доверчивую глупость – Людоед обращается по просьбе Кота в мышку и попадается к нему в лапы.
Евгений Мартынов, надевший на сей раз корону, идет где-то в русле обычных трактовок образа глупого Короля, с неизменным смешком встречающего любые жизненные обстоятельства. Главная черта его характера — неискоренимая, прямо-таки детсадовская пустышечная веселость и простительная слабость вкусненько поесть, что и выражается в песенках его сопровождающих.
Принцесса — Яна Масленникова — тоже не лишена слабостей: она, как и все принцессы, капризна. При всем том юная девочка имеет забавно-ученый вид, ходит в очках и перечит отцу в выборе будущего суженого. Ей, видимо, не случайно понравился такой сообразительный и знающий хорошие светские манеры Кот. Но «женский ум — лучше всяких дум», и она быстро соглашается на партию с Маркизом, лишь бы исполнился ее каприз в виде сюрприза со снегом и Дедом Морозом.
Повар тоже пытается делать сюрпризы Королю, но у него ничего не получается из-за дефицита продуктов. Дмитрий Гладышев так и пышет жаркой печкой; одутловатые щеки лоснятся маслом, как вновь испеченный пирожок. Сытая ласковость в голосе и хлебосольные движения – все демонстрирует готовность королевского повара исправно служить своему Королю.
Спектакль удачно выстроен на контрасте характеров персонажей-партнеров — Принцесса-Маркиз Карабас, Маркиз Карабас-Король и пр., — что дает возможность режиссеру привносить узнаваемость сказочных образов и создавать доступность детского прочтения мизансцен и намерений героев. Актеры порой играют несколько ролей, что остается вовсе не заметно для юного зрителя.
Виден большой труд создателей спектакля – З.Куликовской, Т.Черепановой и Н.Котовой. В спектакле все эксклюзивно, все создано заново и, что называется, «с нуля». Если в профессиональном театре при создании новогодних представлений для детей зачастую идут, используя так называемый «подбор» декораций и плохо срепетированные подтанцовки «в три прихлопа и два притопа» с откровенно халтурящями актерами, то здесь видна огромная работа во взаимодействии разных жанров (включено даже цирковое жонглирование в сцене с пиратами). В сюжет театрального коллектива «Белого моста» гармонично вошли танцы детского коллектива «Белой птицы».
Развитие сюжета расцвечивается объемом красочных картин и костюмов, так умело придуманных и созданных художником Т.Черепановой и подкрепленных хореографией Н.Котовой (руководитель коллектива «Белая птица»). Здесь и смена задников, и световые эффекты, и танцы сказочных фей, лесных человечков и разбойников. Здесь и чудесная музыка с шутливыми песенками Бориса Чайковского в обработке С.Плотникова.
Весь спектакль создан с пониманием мира ребенка, несет ему Добро и Радость.
Петров В.В.., театральный критик, историк театра.
30.12.2015г.